Летние проектные смены
Здесь вы можете посмотреть, как проходили наши летние проектные смены летом 2021 года и почитать отзывы наших участников

На смены «Старт в инновации» приехали 144 школьника из разных регионов России, чтобы учиться у лучших преподавателей Московского физико-технического института и Физтех-лицея им. П. Л. Капицы.


С 17 по 26 августа Фонд развития Физтех-школ провел летние проектные смены «Старт в инновации» для школьников 8‒11-го классов.

В этом году было пять направлений подготовки:

  • Технологическое предпринимательство
  • Авиамоделирование
  • Программирование и робототехника
  • Программирование и искусственный интеллект
  • Биология

В течение смен ребята слушали лекции и семинары, занимались проектной работой, а по вечерам вместе с кураторами играли в настольные игры, проходили квесты или устраивали кинопросмотры. В короткий срок участники получили огромное количество знаний, развили навыки в каждом из выбранных направлений, а также погрузились в уникальную атмосферу Физтеха и Физтех-Лицея. Как проходили лекции, мастер-классы и часы проектной работы, а также что такие проекты дают современным школьникам — расскажет наш материал.

В рамках смены “Старт в инновации” по биологии руководитель проектов в ООО «СТЕМ-игры», биоинженер Наталья Ходыкина провела семинар «Введение в основы биоинформатики для белковых и нуклеотидных последовательностей». Наталья Ходыкина рассказала об истории, основных понятиях и методах биоинформатики, а так же на практике познакомила ребят с базовыми методами изучения белков и нуклеотидных последовательностей, которые может предложить биоинформатика человеку без специализированных знаний и навыков программирования. Участники программы по биологии прослушали 4 пары по биоинформатике и 2 — по геномному редактированию.

Биоинформатика для участников из 8 класса оказалась сложной: в школе они ещё не проходили структуру белков. Однако школьники смогли увидеть, что передовой наукой можно заниматься и дома, не имея доступа к лаборатории, а только разобравшись в биоинформатических инструментах и программах. Геномное редактирование вызвало меньше сложностей, участники работали вовлеченно и задали преподавателю много вопросов. Школьники познакомились с историей развития методов генной инженерии и с такими понятиями как цинковые пальцы, TALE, CRISPR-CAS, Ti-плазмида, обсудили области применения и перспективы развития методик редактирования генома. Для многих это станет первым шагом к участию в профиле “Геномное редактирование” Национальной технологической олимпиады: для молодых биологов и химиков это способ получить 100 баллов ЕГЭ, занимаясь исследовательской и проектной работой.

На смене по авиамоделированию прошел мастер-класс от компании «Геоскан». Участники смены познакомились с беспилотными авиационными системами «Геоскан», освоили пилотирование на симуляторе, а также попробовали себя в управлении квадрокоптером. Кроме этого с помощью светодиодных LED модулей запрограммировали световую индикацию, которая используется при создании «Шоу дронов».

Мы проводили теоретические лекции в различных формах, включая игровые. С ребятами строили планера, ракеты на твердотопливных двигателях, радиоуправляемые глиссеры. Все модели ребята собирали с 0, используя ручные инструменты, а также современное лазерное оборудование с ЧПУ. Придумывали собственный дизайн. Дети учились управлять и пилотировать на гоночных FPV коптерах. В последние несколько дней дети разделились на группы и реализовали собственные проекты. В процессе смены ребята отмечали, что хорошо научились тайм-менеджменту. В конце смены ребята защитили проекты перед экспертами. Вручили сувениры, которые были сделаны на твердотельном оптоволоконном лазерном станке. Ребята смогли забрать построенные модели домой в различные уголки России: МО, Москва, Владимирская область, Псков, Пермь, Ноябрьск, Пятигорск, Ростов и другие.

На занятии “Карта будущего” с Ольгой Марковной Прудковской участники смены по технологическому предпринимательству наметили тренды в разных индустриях, сформировали «карту будущего, в котором им предстояло начать формулировать собственные проекты. Школьники анализировали тексты экспертов и выделяли их позиции, которые зачастую противоречат друг другу. На «Тайм-менеджменте для школьника» участники обсуждали, как школьнику сформулировать свои приоритеты в образовании и в жизни, как выделить самое главное, как приспособить под себя различные инструменты тайм-менеджмента — от “помодоро” до хронометража. Благодаря Ольге Марковне Прудковской молодые предприниматели узнали о системах поддержки предпринимательских проектов в России, о грантах и патентном праве. Школьники проработали список стейкхолдеров для своих проектов, нарисовали диаграмму Ганта, распределили задачи по развитию проекта после школы.
Анализ проблемной ситуации — это ключевой этап проектной деятельности, потому что неправильно сформулированная проблема зачастую заводит команду в тупик. На одном из этапов разбирали, как анализируют проблемную ситуацию герои Марвел, и какие технологические решения они предлагают в качестве ответа на эту ситуацию. Очень интересно школьники показали, как неверное формулирование проблемы заводит в тупик Таноса с его концепцией уничтожения половины живых существ. Кроме того, мы разбирали проекты, которые участники смены уже делали, и которые только планируют делать, выделяли в них стейкхолдеров.
Прудковская Ольга Марковна
Участница летней проектной смены

Участники смены “Старт в инновации” по технологическому предпринимательству познакомились с классическими схемами построения бизнес-моделей и провели презентацию своих промежуточных результатов в работе над бизнес-проектами.
В ходе этого тренинга мы узнали про шаблон бизнес-модели Александра Остервальдера и Ива Пинье. На основе полученных знаний мы разработали бизнес-модель нашего проекта по созданию «умной одежды» и специального приложения, с помощью которого одежда может менять цвет. Также мы провели анализ целевой аудитории и пришли к выводу, что наш бизнес-проект будет актуален людям любых возрастов. В перспективе усовершенствовать нашу идею, чтобы одежда могла менять не только цвет, но и свой фасон. В конце воркшопа была презентация подготовленных бизнес-моделей. Это не основной наш проект – только идея для тренинга, однако, все шаблоны и отработанные навыки, в том числе полученные на лекции по тайм-менеджменту, пригодятся нам для основного проекта. Особенно хочется отметить хорошую подачу материала, слушать спикеров было очень интересно.
Семенова Анна
Участница летней проектной смены

Анастасия Старостинская, руководитель проекта Кружкового движения “Альманах практик будущего” провела для направления “Программирование и робототехника” игру “Игры кентавров” — о настоящем и будущем искусственного интеллекта. Участники направления поделились на команды, соответствующие различным игрокам на рынке ИИ: корпорациям, банкам, сообществам учёных, органам государственной власти. Они лоббировали различные решения на рынке ИИ и сталкивались с их последствиями. Все кейсы взяты из реальной жизни: например, история о том, как роботизация складов Амазона привела к росту травм среди сотрудников, а не сократила ее, или история скандала в Нидерландах, где тысячи семей по ошибке обвинили в мошенничестве. Предложения команд, однако, помогли сократить негативные социальные последствия некоторых решений. В итоге участники построили достаточно технооптимистичное будущее, приняв все предложенные проекты и при этом решив многие последовавшие за этим проблемы.

Александр Кашапов занимался с участниками смены “Программирование и искусственный интеллект” написанием нейросетей. Уровень участников был достаточно неоднородным. Тем не менее всего за 10 часов школьники овладели рабочим инструментарием и от написания простейших сортировщиков перешли к разработке собственных нейросетей. На финальной защите экспертам представили 18 проектов разного уровня проработки. Особенно впечатлили экспертов пять: решение для переноса стиля одного изображения на другое (более вариативное приложение, чем известная всем Prismа), автопилот для грузовика, решение для формирования команд в онлайн-игре так, чтобы результат турнира был максимально неочевидным, сервис по подбору спутника жизни на основе анкетных данных и решение, которое молодая специалистка по астрономии сделала для обработки данных с телескопа, к которому имеет доступ: нейросеть учится отличать, например, спутники от космических лучей.

Почему такие проекты, как смены «Старт в инновации» важны и нужны современным школьникам, почему им стоит в них участвовать?

Фонд развития Физтех-школ верит, что будущее принадлежит технологическим командам, которые способны разрабатывать и внедрять новые решения, улучшающие жизнь людей. На “Старте в инновации” такие команды начали складываться: школьники прошли через этап супер-интенсивной проектной работы. На смене школьники познакомились с инструментами, которые используют профессионалы в разных областях: от предпринимательства до искусственного интеллекта. Это неадаптированное знание, знание из первых рук, не успевшее устареть, и ценный опыт взаимодействия с экспертами. Именно на коротких проектных сменах можно собрать для работы со школьниками экспертов: учёных, предпринимателей, программистов. Они не только учат или оценивают проекты — они помогают разобраться в том, как устроена отрасль, профориентироваться в ней. Проектные смены — это отличные возможности: встретить похожих на тебя людей, заняться интересным делом, получить много инструментов, чтобы продолжить работу и дальше, лучше сориентироваться в жизни — для всего этого и нужно приезжать на них.
К нам приехали ребята из самых разных уголков России, и каждый из них нашёл для себя что-то новое и уникальное. На смене участники подготовили свои проекты, над которыми они смогут продолжить трудиться уже дома. Желаю успехов!
Дмитрий Бурнашов
Руководитель летней проектной смены
Made on
Tilda